7 разрушительных методов воспитания детей

Большинство родителей применяет схему воспитания своих детей, заложенную им в детстве. Они не подвергают сомнению эффективность педагогических методов, с помощью которых сами были воспитаны. Разберём те методы, которые наиболее распространены, но при этом наносят вред психике ребёнка.

1. Нотации, поучения

Когда родитель использует в воспитании нотации, ребёнок их плохо воспринимает. Чаще всего ребёнок может реагировать на тон, которым читаются эти нотации, а не на смысл слов. И поскольку тон всегда поучительный, говорящий между строк «до чего же ты глуп», то такое воспитание вызывает отторжение. Ребёнок не хочет это слушать, и слова родителя не воспринимаются и не запоминаются.

Поучения создают у ребёнка чувство подчиненности и неполноценности, в результате чего отторгаются. Ребёнок может активно отвергать нотации, защищая свое «я», а может делать это пассивно, если родитель ведёт себя как агрессор.

2. Насмешка и приклеивание «ярлыков»

Когда ребёнка обзывают, то его защитной реакцией будет желание обозвать в ответ. Вряд ли он будет соглашаться с тем, что его называют двоечником или лентяем. Каждый человек в глубине души считает себя хорошим и полноценным, в результате чего сопротивляется насмешкам.

Если родитель с целью стимулирования изменения поведения ребёнка обзывает его, то он скорее добьется противоположного эффекта. Те, кого обзывают двоечниками, никогда не бегут садиться за учебники и учить уроки. Они обижаются или злятся на обозвавшего.

3. Морализирование, желание пристыдить

Таким поведением родители пытаются повесить на ребёнка груз ответственности за своё поведение, а также возложить чувство вины. Манипуляция виной – одна из наиболее часто применяемых в обществе. Человек, который чувствует себя виноватым в чём-либо, становится покладистым и послушным. Им можно легко управлять.

Проблема состоит в том, что со временем ребёнок будет отстраняться от своих родителей-манипуляторов и перестанет им доверять. Семейный психолог помогает родителям увидеть неэффективные способы воспитания и найти взаимопонимание с ребенком.

4. Предупреждения и угрозы

Родители применяют такие методы для того, чтобы ребёнок стал послушным. Он должен бояться и тем самым быть управляемым. Такой метод воспитания говорит о том, что родители не уважают чувства и желания ребёнка. Им не хочется тратить много времени на то, чтобы поговорить с ребёнком «по душам», разобраться в проблеме вместе. Им проще отнять любимую игрушку или наказать, чтобы получить желаемый результат быстро.

Такой метод воспитания может вызывать у ребёнка агрессию и враждебность. Ребёнок, не имея сил ответить на угрозы, может затаить внутри себя обиду или даже желание отомстить.

5. Критика

Оценки поведения ребёнка сильно влияют на то, как он себя ощущает, как он к себе относится. Если его действия, мысли и слова часто порицаются, им даётся негативная оценка, то это приводит к тому, что ребёнок замыкается в себе, у него снижается самооценка, он становится тревожным и сомневается в правильности своего поведения.

Оценивание приводит к тому, что ребёнок замыкается в себе и начинает скрывать свои чувства от родителей. Постоянная критика родителей приводит к тому, что ребёнок начинает считать себя не любимым. Это, в свою очередь, может привести к отторжению родителей и ненависти к ним. Психолог помогает родителям наладить отношения с детьми с помощью упражнений, направленных на минимизацию критики в семье и поиску и поддержке «положительных» качеств у ребенка.

6. Приказы и команды

Такое общение говорит о том, что родителю не важны чувства и эмоции ребёнка. Он обращается с ним как с предметом. Родитель не принимает ребёнка таким какой он есть, пытается манипулировать и исправлять ребёнка.

Такое воспитание приводит к обидам, злости и сопротивлению. Если родитель излишне агрессивен, то ребёнок скорее будет держать свою злость внутри, будет больше обижаться, так как не может высказать свои чувства.

Если родитель слаб сам по себе, то ребёнок может сопротивляться разными способами: не слушаться, игнорировать команды, убегать и т.д.

7. Допытывание

Вопросы, которые задаются неоднократно, говорят ребёнку о том, что родитель ему не доверяет. Он хочет его проверить и проконтролировать. У ребёнка это может вызывать сопротивление, поскольку его считают маленьким и не способным к каким-то делам. Тем самым понижают его значимость.

Вопросы-допытывания, которые выглядят как допросы, прерывают коммуникацию между родителями и детьми. Ребёнок ждёт, что ему будут доверять и выслушают, а родитель при этом ставит вопросы таким образом, что ребёнок чувствует себя виноватым. Такой метод воспитания отторгает ребёнка от родителя.

Есть также и другие методы, которые отрицательно влияют на коммуникацию между родителями и детьми. Если родители хотят улучшить свои отношения, то им стоит начать воспринимать ребенка «на равных» в общении. Это значит, что его мысли и чувства надо воспринимать серьёзно. Ребёнок ждет помощи от родителя, а не контроля и советов.

Если вы не знаете, как найти общий язык с ребёнком, запишитесь на консультацию к семейному психологу, чтобы решить вашу проблему.

Поделиться:

Оставьте комментарий

Оставить заявку

Оставляя заявку вы принимаете условия нашей политики конфиденциальности